понедельник, 30 октября 2017
Не так давно меня спросили как я понимаю высказывание Декарта - "Мыслю, следовательно, существую".
Понимаю его я... как бы это сказать... до этой максимы я дошел еще до знакомства с Декартом. Дело было так: в начале-середине 90-ых я учился в подводной киностудии... то ли год, то ли полтора, уже не помню. Преподаватели - молодые студенты, сами были рады возиться со школьниками и обучать их всему, чему они знали. И тут одному из них попала в руки статья о сенсорном голодании.
читать дальше
Была собрана(как обычно, из говна и палок) камера, по принципу теплого солевого раствора с условиями гидроневесомости. Эту камеру как могли изолировали, дополнительная звуко- и свето- изоляция состояла в том, что ее разметили в подвале, где и так было тихо и темно.
И после этого принялись экспериментировать сами над собой. Все просто - тебя заматывают, укутывают и помещают в камеру. В руке - кнопка, по которой камера открывается и включается свет. Дальше надо выбраться из обмотки, что тоже не так легко...
Мы приступили к экспериментам с цель выяснить - кто дольше.
Как бы описать ощущения от сенсорной изоляции? Все, что есть вокруг тебя - это только ты сам. Причем, с правильно подобранной температурой воды, даже тело перестает ощущаться. Ты не можешь пошевелить ногами... и перестаешь их ощущать. Пропадают ощущения рук, тела, лица и даже языка.
Я продержался не так долго - всего шесть часов. Были те, кто продержался дольше, были те, кто не выдержал и часа.
Так вот, о понимании Декарта.
Во время этого эксперимента... я понял, что я потерялся. Я не видел и не слышал ничего. Постепенно начала шутить шутки и память: а так ли я уверен в своих воспоминаниях, как мне это кажется? Воображение у меня всегда было на диво яркое и реалистичное, сходное с реальными воспоминаниями до мельчайших подробностей. Постепенно я осознал, что не могу доверять своей памяти: не факт, что все, что было до этого, я просто выдумал для оправдания, для придания смысла тому, что я тут... а сколько, кстати? Часы, дни, года? Ощущение времени к тому моменту совершенно отключилось, и когда я это осознал, последовал следующий приступ паники: если нет и времени, а есть ли я сам?
И вот здание моей картины мира начало выстраиваться постепенно обратно.
Первое, что я осознал, было то самое, сакральное: если я себя осознаю, следовательно, я существую.
Второе было чуть сложнее: а существуют ли те, кого я помню?
С этим вопросом я справился чуть сложнее: так как те, кого я помню, обладают информацией, которой я ранее не знал, и она логически верна, хотя подобных рассуждений я не проводил, следовательно, существуют и те, кто успел провести эти рассуждения.
Далее следует очень интересный вывод: Если существует кто-то, кроме меня, следовательно, я вынужден договариваться с ними обо всем подряд: о значении терминов, о смысле слов, боже, да даже сами слова нужны только для того, чтобы коммуницировать с другими!
А раз все называют одним словом разные предметы, объединенные какой-то группой признаков, значит, эти предметы и существуют.
А вот тут следует очень интересный вывод: для разума мир существует только тогда, когда есть социум, живущий в этом мире. Если социума нет, разума можно считать что и нет.
Косвенно это подтверждается тем, что почти все дети-маугли неразумны. Они способны выучить от силы сотню слов, при этим их интеллект не будет подниматься сильно выше человекообразных обезьян.
(www.molomo.ru/inquiry/wild_child.html)
И вот тут я остановился и нажал на кнопку. Прошло всего-навсего шесть часов. Мне показалось - года.
П.с. у каждого его опыт сенсорной изоляции отличается кардинально от любого другого. Чем богаче внутренний мир, тем легче она переносится. И наоборот, к сожалению.